Ингушетия известна своей богатой культурой и историческим наследием. Одним из наиболее заметных элементов этого наследия являются ингушские башенные комплексы, погребальные склепы, древние языческие и христианские святилища и храмы, которые являются важным символом и неотъемлемой частью культуры этой республики.
Ингушские башенные комплексы находятся под защитой государства. Они являются прекрасным примером того, как местные жители использовали доступные им материалы и ресурсы для создания прочных и красивых сооружений, сохранившихся до наших дней.
Сегодня ингушские башенные комплексы привлекают множество туристов со всего мира, которые приезжают, чтобы насладиться их красотой и изучить историю этого уникального региона.
Фуртоугский водопад
00:00 02:52
Горная Ингушетия – край великолепных озер, седых ледников и стремительно ниспадающих водопадов. Неважно, какие рельефы вам больше по душе – здесь в любом случае есть, на что посмотреть! Фуртоугский водопад украшает собой Джейрахское ущелье, поражая гостей первозданной прелестью, полноводием и размерами.
Водопад появился здесь давным-давно, чему способствовали не только талые воды ближайших снежников и ледников, но и бурный ручей, в который в определенный момент превращается приток Армхи – Галгай-Чоч, стекающий с 12 метровой высоты. В 1880 году к Фуртоугскому водопаду прибыла экспедиция, в составе которой был знаменитый ученый Дмитрий Менделеев. Естественно, событие не могло пройти бесследно, поэтому второе имя потока дано именно в честь известного химика. Экспедиции на предмет поисков нефтяных месторождений в тот период проходили по всему Кавказу. Менделеев был уверен, что этот регион наполнен дарами земли не меньше, нежели Урал или Алтайский край. Когда ученый прибыл в эти края, то поселился в деревне Фуртоуг, находящейся близ водопада, у своего знакомого. Благо, указанный аул располагается всего в километре от водопада. Чтобы почтить память Дмитрия Ивановича, рядом с потоком спустя много лет была установлена мемориальная таблица. Это событие произошло 4 июня, в день, очень важный для ингушей – дату образования независимой Республики.
Ущелье, в котором находится Фуртоугский водопад, необычайно живописно. В особенности оно прекрасно осенью, когда лиственные деревья возгораются золотым пожаром, утопая в багряных отблесках. Окружающие скалы – высокие и обрывистые, а рядом с водопадом есть еще один небольшой поток, в хорошую погоду освещаемый солнцем. Сам Фуртоугский водопад стекает со Столовой горы – разноцветной от выступающих из земных недр пестрых магматических пород и покрытой вековым мхом. Высота каньона над уровнем моря–1200м.
Вид водопада, срывающегося с отвесной скалы, обескураживает своей мощью и незабываемым очарованием. Отзывы туристов, приходящих сюда, говорят о том, что зрелище особенно завораживает, если на дворе стоит золотая осень. Это неудивительно – ведь ущелье наполнено лиственными лесами, которые, увядая, напоследок дарят созерцающим свою невероятную прелесть. Соответственно, смотреть на них и прогуливаться под очаровательной, ароматной сенью – непередаваемое эстетическое удовольствие.
Водопад Фуртоуг огорожен специальным забором, чтобы дикие животные не портили его кристально-чистые воды. Учитывая довольно укромные и нехоженые места, здесь действительно бродят любопытные звери.
К сожалению, Фуртоугский водопад с каждым годом становится все мельче: достаточно посмотреть на фотографии более чем 100-летней давности, сделанные во времена прибытия сюда Дмитрия Менделеева, после чего факт становится очевидным.
Храм-святилище Мят-Сели
00:00 01:45
В древности наиболее распространенными у ингушей были общественные моления о дожде, устраиваемые во время засухи в своих сельских и родовых святилищах. Чаще всего моления с целью вызывания дождя совершались на Столовой горе, где происходили языческие ритуалы в храме-святилище, посвященному божеству плодородия и общего благополучия Мят-Сели.
Архитектура здания храма-святилища Мят-Сели проста и лаконична. Постройка в плане прямоугольная с двускатно – ступенчатой крышей. Общая высота сооружения равна 4,93м. Отличительной особенностью является наличие двух дверных проемов со стрельчатой аркой в западной и восточной стенах храма. Продольные стены слегка наклонены внутрь. Внутреннее помещение по длине поделено стрельчатой аркой на две равные части. Моления в храме проводились только в среду. Процессия, состоящая из жителей окрестных сел во главе со жрецом, поднималась на священную гору к святилищу Мят-Сели. Божество Мят-Сели считалось могущественным и почиталось не только окрестным ингушским населением, но и многими жителями соседней Северной Осетии, горной Грузии и Чечни. Впереди процессии вели жертвенного быка, рога которого были обмотаны белой материей. На вершине горы его ставили головой, обращённой к востоку. Затем верховный жрец, так же обратившись лицом на восток, произносил молитву, в которой просил бога дать дождя и большого урожая. После окончания моления быка резали и здесь же в огромных котлах варили мясо. Кроме того, молящиеся приносили с собой сыр, вино, обрядовые хлебцы. По свидетельству современников, такие обрядовые моления проводились вплоть до начала XX в. Известно, что в 1925г. во время сильной засухи жители Джейрахского ущелья молились о дожде и устраивали в святилище на Столовой горе жертвоприношения.
Башенный комплекс Бейни
00:00 01:54
Бейни (Бейн) — башенный поселок у подножия горы Мат-Лам, северо-восточнее Кашиети. Он включает в себя уже полуруинированные или сильно поврежденные позднесредневековые полубоевую, 8-мь жилых башен с различными пристройками и каменными оборонительными стенами. Причем каждая башня входила в отдельный комплекс сооружений. Полубоевая башня, в плане прямоугольная, имела 4 этажа, плоскую крышу с парапетом. В высоту она сохранилась на 11.30 м. В фасадной длинной северной стене размешаются один над другим 3 сводчатых дверных проема, ведущие на 1-3 этажи строения. Опорный столб межэтажных перекрытий у башни вообще отсутствовал. В стенах 2-4 этажей многочисленные разнотипные оборонительные и хозяйственные ниши, узкие бойницы для огнестрельного боя и наблюдения, сводчатые оконные проемы. Кверху они заметно суживаются. Сложена полубоевая башня аккуратно на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи и изнутри стены покрыты светло-желтой штукатуркой.
Местные жилые башни в два и три этажа с прямоугольным основанием, плоской крышей и парапетом. У большинства из них сохранились оригинальные по конструкции центральные каменные опорные колонны межэтажных перекрытий, крупные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, сводчатые дверные и оконные проемы, разнотипные ниши, бойницы, коновязи, кормушки для лошадей и т. д. На стенах и дверных проемах у 2-х жилых башен можно видеть линейные петроглифы и тамги (кресты, триквестры, фигурки людей и пр.).
Из этого поселения вышли Шоухаловы, Мурзабековы, Келиговы, Берсановы, Местоевы, Екаровы. Известные храмы-святилища на вершине горы Мат-Лам (Мятцил, МятерДяла, Сусон-Дяла) обычно обслуживались опытными жрецами настоящего поселка. Последним «целомудренным» жрецом здесь был Манк Местоев. О Бейни существуют интересные предания.
Башенный комплекс Фалхан
00:00 01:28
Аул Фалхан, расположенный в Джейрахском районе, покинут людьми уже очень давно. В данный момент башенный комплекс состоит из полуразрушенных бастионов и жилых сооружений. До начала XX века их насчитывалось двенадцать и четыре боевые и полубоевые башни. Была на территории аула Фалхан и мечеть. К сожалению, культовое сооружение полностью не сохранилось – только его останки, включая минарет, видны возле некрополя. Мечеть выстроили после того, как ингушский народ принял ислам – это было в конце XIX века. Здесь же находилось и медресе.
Также близ башенного комплекса Фалхан можно увидеть 12 родовых могил. Склепы в Фалхане находятся чуть поодаль от башен, с северо-запада горы Мят-Лоам, и в некоторых из них до сих пор виднеются останки умерших. Это один из крупнейших старинных могильных комплексов на Кавказе. Согласно древним ингушским поверьям, считалось, что даже ночью упокоенным светит солнце, более того, загробная жизнь представлялась неким продолжением земной доли. Таким образом, в подземных склепах можно было найти различные бытовые предметы и фрагменты одежды.
Поскольку аул находится в километре от соседнего поселения Ляжги, между населенными пунктами была выстроена высокая сигнальная башня – её задействовали в качестве наблюдательного пункта и для предупреждения о надвигающейся опасности. Подобное практиковали практически между всеми соседними акулами, поэтому и строили башенные комплексы не далее, чем в километре друг от друга.
Башенный комплекс Ляжги
00:00 01:58
Согласно народной этимологии, название «Ляжги» возникло от слова «ляжг» — так называли кожаный мешок, предназначенный для хранения зерна. Такое название поселок получил потому, что земля его давала хорошие урожаи — с небольшого клочка земли собирали целый «ляжг» зерна.
Самой высокой и стройной из всех башен в поселении является башня Хутиевых с шиферным ступенчато-пирамидальным покрытием, завершающаяся выступающим белокаменным шпилем. Ее особенностью является наличие четырехстороннего каменного ложного свода не только на 2-м и 6-м этажах, но дополнительно и на 3-м. Это усиливало конструкцию башни и увеличивало ее обороноспособность.
По легенде, 30-метровая башня Хутиевых была воздвигнута знаменитым ингушским строителем Хано Хингом.
С южной стороны к поселку прилегала высокая каменная заградительная стена периода позднего средневековья. Она имела широкие запирающиеся ворота. Возле них день и ночь дежурила местная стража, контролирующая отрезок пролегавшей здесь важнейшей торгово-транспортной и военной магистрали. В настоящее время от данной стены сохранились только отдельные части.
В селении Ляжг имелось и свое святилище – храм Тушоли (такой же был возле селений Шуан и Кок). Оно было посвящено вайнахской богине Тушоли – богине плодородия и деторождения. Празднество в честь богини совершалось весной, и ко дню моления приходили жители не только ближних, но и дальних ущелий. Обрядами руководил мужчина, последним жрецом был Хазиев из селения Кошк. В святилище Тушоли молились о даровании хорошего урожая, увеличении поголовья скота, общем изобилии; бесплодные женщины выпрашивали детей. Очевидно, с культом богини Тушоли была связана и толстая каменная плита с круглым отверстием, через которое прогоняли овец, чтобы предохранить их от болезней.
Также по преданиям, в окрестностях поселка местное население активно добывало медные руды, из которых изготовляли различные изделия, после чего товар шел на продажу даже в горные районы Грузии и Северной Осетии.
Ляжгинский водопад
00:00 01:01
В глубоком лесистом ущелье, в месте наибольшего его сужения вода отвесно низвергается 3-мя каскадами с 20-ти метровой высоты, образуя живописный Ляжгинский водопад. Возникновение уступа в русле реки Ляжги связано с деятельностью мощного ледника, который заполнил всю долину Армхи в далеком геологическом прошлом. Этот ледник образовал глубокую и узкую долину. Небольшой боковой ледничок, отходивший от главного ледника, и создал неглубокую долину. После таяния и отступления ледников долина бокового ледника, откуда вытекает р. Ляжги, оказалась выше главной Армхинской и обрывалась в нее уступами. На этих уступах впоследствии и образовался Ляжгинский водопад.
Особенно красив водопад в полдень, когда солнце проникает до дна ущелья и мириады брызг светятся разноцветной радугой. Водопад в любое время года представляет собой великолепное зрелище и оказывает благотворное физическое и эмоциональное воздействие. Ляжгинский водопад доступен для посещения туристов любого возраста.
Башенный комплекс Эрзи
00:00 01:20
Эрзи – один из крупнейших средневековых башенных комплексов замкового типа, расположенный на оконечности горного кряжа, включающий в себя в разной степени сохранности 8 боевых, 2 полубоевые, 47 жилых башен и различные пристройки к ним, протяженную каменную оборонительную стену с широкими воротами позднего средневековья. Боевые башни 5-ти и 6-ти этажные. Эрзи в переводе с ингушского означает «орел».
По народному преданию, на месте строительства поселка было найдено гнездо орла, который считался священной птицей и отождествлялся с божеством природных явлений грома и молнии – Селой. Поэтому люди решили своё селение назвать Эрзи. Кроме того, в ненастье, когда вся нижняя часть долины Армхи закрыта облаками, башни Эрзи напоминают гнездо, доступное только орлам.
По преданию, первым в ауле Эрзи башню построил человек по имени Итар, предок фамилии Евкуровых. Затем он переселился в Ольгетти. Там он тоже воздвиг башню и стал в ней жить. Итар был знаменитым и метким охотником, про него говорили: «Итар, попадающий в цель ранее, чем раздастся звук выстрела».
Эрзи является родовым селением многих знаменитых ингушских фамилий, представители которых в прошлом славились как храбрые воины, талантливые зодчие, кузнецы, ювелиры и оружейники.
Боевая башня Бялган
00:00 01:14
На склоне горы Мят-Лам в селение Бялган стоит одноимённая башня. Бялган (Белхане) — 16-ти метровая боевая башня с плоской крышей и зубчатым завершением. По преданию, башня построена выходцем из Грузии, который стал предком Хаутиевых. Рядом ещё 4 жилые башни. Это памятник архитектуры IX-X вв., но строительство самой боевой башни относится к XVII в. В 1944 году — в год депортации ингушского народа — башни были разрушены. Башня Бялган восстановлена в 2013 году.
Боевые башни с пирамидально-ступенчатой крышей ингуши возводят в период с 16 по 18 вв., как считает часть экспертов. Объясняют это тем, что бойницы в этих башнях приспособлены под ружейные выстрелы. Ружья на вооружении горцев отмечаются с 16 века. Есть и другие экспертные мнения на этот счет. Наиболее ранними считались башни с плоской крышей и наипервейшие жилые башни, они же служили в первое время и как боевые, окруженные крепостными стенами. Жилые башни были достаточно массивными, располагали несколькими этажами и достигали в высоту более 10 метров. Они датируются 12-14 вв. Какие обстоятельства побудили к строительству боевых башен, история умалчивает.
Башенный комплекс Маготе
00:00 02:30
Маготе (Магате, Магогали, Магат) — башенный поселок на лесистой остроконечной горной вершине Загал-Дук, юго-восточнее Салги. Здесь сохранилась полуразрушенная четырехэтажная боевая башня, а также основания и части стен восьми жилых башенных строений, идущих по крутому горному склону в несколько ярусов. В прошлом с вершины хребта раскрывался прекрасный вид на четыре ущелья, что позволяло жителям контролировать окрестности. Однако, более 300 лет назад поселок был покинут (по словам некоторых горцев, смерть жителей настигла внезапно, якобы здесь находили хорошо сохранившиеся мумии прямо в башнях), сейчас вершина заросла лиственными и хвойными деревьями.
По преданиям, Маготе был назван в честь очень почитаемого ингушами божества знания и волшебства – Маг1о, храм которого находится в полукилометре от башенного поселка, на краю огромного обрыва – это Храм — святилище Маго-Ерды . Ежегодно, вплоть до второй половины XIX века в день летнего и зимнего солнцестояния совершались языческие обряды и жертвоприношения Богу Маг1о.
Между святилищем и башенным комплексом на хребте раскинулся обширный склеповый некрополь, состоящий из более 100 подземных и полуподземных коллективных усыпальниц XIII-XVII веков, которые были врыты в скальный грунт. Здесь был найден многочисленный и разнообразный погребальный инвентарь, например, серьги, подвески, перстни, бусы, оружие и глиняная посуда с надписями, на основе которых известный историк и просветитель Ф.И. Горепекин, составитель первого букваря на ингушском языке, предположил, что ингуши обладали древнейшей письменностью, однако потеряли ее около 500 лет тому назад.
Храм-святилище Маго-Ерды
00:00 01:45
В 0,5 км восточнее поселка Маготе, на гребне горы, возвышается крупный храмсвятилище Маго-Ерда, имеющий прямоугольное основание, ступенчатую крышу. Высота здания 4.5 м. Сводчатый дверной проем устроен в западной стене постройки. С 2-х сторон над ним находятся 2 небольшие ниши. Выше размешается щелевидное окно. Вдоль северной стены, с наружной стороны, у основания идет выступающий ряд крупных камней, которые в прежние времена служили сиденьем во время пиршества. Южная стена имеет 4 окна на одинаковом расстоянии друг от друга.
Внутри храм-святилише делится выступающей аркой на 2 равные части: восточную и западную. Поперек сооружения на разной высоте протянуты балки. По преданиям, балки предназначались для хранения на них дротиков, которые метались молящимися во время празднеств, устраивавшихся около постройки.
В восточной половине находится алтарь-престол призматической формы, сложенный из камня и покрытый обильной штукатуркой.
Построен культовый памятник очень тщательно, на известковом растворе. Причем камни отличаются хорошей отделкой и своими довольно крупными размерами. Стены снаружи и изнутри покрыты толстым слоем бледно-желтой штукатурки.
К северной стене храма-святилища примыкает выровненная площадка, окруженная каменной стеной. Последняя сложена на извести и сохранилась на высоту 1,5 м. В восточной и западной частях ограды разместились сводчатые дверные проемы. Причем у последнего сохранилась деревянная дверь с полукруглым сводом. Дверь запиралась болтом. В каменной ограде также устроена крупная ниша, куда ставился котел с пивом во время празднеств.
Ряд специалистов датирует Маго-Ерда XIII—XIV вв.
Башенный комплекс Салги
00:00 02:17
История башенного комплекса Салги удивительна и богата. Древнее поселение устроено таким образом, что мимо него незамеченным не пролетит даже горный орёл. На данный момент на территории комплекса сохранилось 12 строений, два из которых – боевые башни, а остальные жилые.
Давным-давно это был густонаселённый аул, жители которого занимались многочисленными ремеслами. Особенно популярны в то время были оружейники, изготавливающие луки, пращи, арбалеты. На территории селения трудились могучие кузнецы, женщины ткали полотна, процветало гончарное искусство (свидетельством этому выступают результаты археологических раскопок).
Были на территории аула и жрецы, проводящие обряды в здешних святилищах, и знахари, ведь окрестные луга весной и летом пестрели целебными травами, зная действие которых, можно было лечить соплеменников от многих хворей. Аул Салги в период расцвета был центром культурной и экономической жизни региона: здесь велась активная торговля и даже организовывались горные разработки, в частности, жители комплекса добывали селитру (местные обитатели пользовались этими шахтами до конца 19-го столетия). Для чего это делалось? Всё очень просто – из селитры изготавливали порох для огнестрельного оружия. Его делали непосредственно в ауле Салги.
Название аула примерно переводится как «место для отдыха». Это неудивительно, ведь локация невыразимо похожа на кусочек Альп, случайно затерявшийся в Ингушетии. Впрочем, вся эта крошечная страна вся состоит из чарующих природных уголков.
Точная дата построения башенного комплекса Салги неизвестна – считается, что он относится ко временам позднего Средневековья. Этот замковый ансамбль стал родиной многих ингушских фамилий. Отсюда произошли тейпы Солгиевых, Солгиреевых, Дзауровых, Марзиевых, Дудаевых. Некоторые учёные думают, что именно выходцы из села Маготе были причастны к постройке башенного комплекса Салги. Это вполне вероятная версия, поскольку замковый комплекс на вершине Загал-Дук, находящийся в 1 100 м от Салги, связан с указанным аулом территориально и ментально. К слову, селения постоянно подавали друг другу сигналы об опасности с помощью специальных башен, если такая необходимость возникала.
Со стратегической точки зрения башенный комплекс Салги расположен идеально, как об этом говорилось выше, он в буквальном смысле закрывает вход в Чулхойский каньон, который по-другому называется Салгинское ущелье.
Башенный комплекс Хяни
00:00 01:12
Хяни (Хаьни, Хани, Хени) — башенный посёлок на горном склоне в центре Салгинского ущелья, у речки Чулхи. Он состоит из трех хорошо сохранившихся замковых комплексов, которые включают в себя три боевые, три полубоевые и 11 жилых башен, соединенных между собой длинными каменными заградительными стенами. Боевые башни Хяни, достигающие высоту до 30 метров, являются яркими образцами периода наивысшего развития и расцвета строительного дела в Ингушетии и соседних регионах. Они существенно выделяются на фоне аналогичных сооружений, прежде всего, новизной форм, внешней красотой и изяществом конструктивных деталей.
Из башенного поселка Хяни происходит ингушская фамилия Ханиевых. В прошлом местные потомственные зодчие-универсалы заслуженно славились своим непревзойденным мастерством в сооружении разнотипных каменных строений не только в Ингушетии, но и на Центральном Кавказе. Здесь имелись также знаменитые ремесленники по изготовлению луков, стрел, арбалетов, пращей (например, Алпи Ханиев).
В 2011-2012 годах комплекс Хяни был отремонтирован, к нему проложена гравийная дорога, и сейчас он является одним из главных достопримечательностей Салгинского ущелья.
Башенный комплекс Лялах
00:00 01:44
Лялах расположен достаточно далеко от центральной горной дороги, связывающей Джейрахское ущелье с Ассинским. Чтобы попасть в Лялах, нужно подняться по крутым виражам вверх от села Хьули, затем свернуть на узкую проселочную дорогу, где нет дороги, а только колея, по которой нужно пробиваться на юг, в Чулхоевское ущелье, где расположены Лялах и другие башенные комплексы.
Лялах — крупный башенный поселок замкового типа. Здесь три боевых и двадцать две башенных строений. По описанию кандидата исторических наук Д. Чахкиева, боевые башни Лялаха являются ключевыми опорными центрами отдельных, но тесно взаимосвязанных сложных замков и достигают в высоту 26 метров. Во всех боевых башнях на первых этажах находились каменные «мешки» — отсеки для хранения припасов, здесь же содержались и пленники. Имеются многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя, каменные навесные машикули — балкончики опоясывают верхние этажи построек, прикрывая снизу крупные боевые стрельчатые амбразуры. В целом эти башни отличаются своими пропорциями, внешним видом и новизной форм от аналогичных сооружений края.
По преданиям, в Лялах проживал строитель башен по имени Арсамак — знаменитый зодчий, воздвигнувший башни не только в Ингушетии, но и в соседних районах в Грузии, Осетии. Рассказывают, что здесь жили искусные мастера по вышиванию золотыми и серебряными нитями, были умелые портнихи. Обследовавшие замковый комплекс Лялах Д. Чахкиев и другие ученые отмечают, что в окрестностях поселения Лялах, на северной и восточной сторонах, разбросаны 8 коллективных склеповых усыпальниц позднего средневековья. Усыпальницы сильно повреждены или же полуразрушены. Здесь же упоминаются два столпообразные святилища.
Башня убежище Магой-Джел
00:00 01:28
В Салгинском ущелье горной Ингушетии к северо-западу от селения Лялах, между двумя громадными глыбами скал, высится поврежденная 3-этажная боевая башня Магой-Джел, ориентированная стенами строго по сторонам света, имевшая плоскую крышу с зубчатым завершением и сохранившаяся на высоту 14м. Стены башни опираются на скалы, а фундамент передней южной стены выходит из-под земли. У правой стены башни, под скалой, находится маленький проход для овец. Поэтому башня в народе также зовётся пастушьей. В нижней части находится обширная пещера. В нее ведут 2 входа, из которых один был предназначен для овец. По словам местных долгожителей, здесь была глубокая яма. После стрижки овец шерсть складывали в эту яму и притаптывали. Если яма заполнялась – хорошо, значит, есть приплод и стадо увеличилось, если нет — поголовье животных уменьшилось.
В потолке 1-го этажа башни оставлено отверстие для того, чтобы подняться на 2-й этаж. Кверху стены башни существенно суживаются. Сложена башня очень аккуратно, на известковом растворе. Снаружи стены покрыты штукатуркой светло-желтого цвета, а изнутри у них просматривается замазка швов кладки. Эта уникальная боевая башня-убежише, воздвигнутая, по преданиям, в XVII веке, принадлежала Чеборзиевым из Лялаха. С нею связаны интересные историко-фольклорные сюжеты. В башне Магой-Джел, по преданию, отражал штурм врагов, богатырь Борз.
Гора Цей-Лоам
00:00 01:29
Камням, скалам, горам, как и во всем мире, поклонялись все древние обитатели Кавказа, но в каждом его уголке, у каждого народа этот культ имел свои черты.
Скалистые, неприступные склоны священной г. Цей-Лоам (3171 м) часто скрыты туманом или окутаны облаками — это придает ей таинственную мрачность и зловещий вид. Возможно, изменчивый вид горы, её настроения в глазах средневековых ингушей придавал ей ореол святости и таинственности. В древней ингушской мифологии гора Цей-Лоам отождествлялась с троном божества Селы — небесного громовержца и покровителя природных явлений.
Жизнь горцев всегда была полна опасностей и лишений и зависела от капризов природы. Необъяснимые природные явления, болезни и опустошительные эпидемии — все это наводило суеверный страх и ужас на горцев. Чувствуя свое бессилие перед силами стихии, люди стали постепенно «заселять» горы богами, добрыми и злыми духами, душами умерших предков, у которых искали помощи и покровительства.
Если у Цей-Лоама кто-нибудь видел летающего орла, он возносил ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике орла, самой быстрой и сильной из всех птиц, парящей высоко в небесах. Смелость и быстрота полета орла ассоциировались с грозой и огненными стрелами-молниями — проявлениями воли божества Селы.
Именем Селы был назван один из весенних месяцев-май, и посвящен один день недели — среда.
Башенный комплекс Бишт
00:00 02:04
Бишт (Бешт, Еголь-Кас) — башенный поселок замкового типа у начала небольшого Тумгойского ушелья, непосредственно примыкающий с юга к Цей-Ламскому горному перевалу. В результате реконструкции, над которой трудились сотни людей: историков, археологов, строителей и архитекторов, постройкам возвращён первозданный вид.
Почти три тысячи предметов, найденных во время раскопок на территории крепости, передали в краеведческий музей.
В настоящее время здесь можно увидеть 2 боевых, полубоевое и 9 жилых башенных строений, а также 2 каменные оборонительные стены позднего средневековья. Боевые башни находились в самостоятельных, но тесно взаимосвязанных замковых комплексах. Эти башни, имеющие почти квадратное основание, располагали 5-ю этажами, плоской крышей с зубчатым завершением и достигали 22-метровой высоты. Машикули-балкончики у них вообще отсутствовали.
На 1-м этаже каждой башни устроены крупные каменные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения разнообразных припасов и содержания невольников, а перекрытие 2-го — в виде четырехстороннего каменного ложного свода с гуртами.
Полубоевая 4-этажная башня, в плане прямоугольная, имела плоскую крышу с обширной лоджией и достигала в высоту почти 16 метров. У нее также присутствовали навесные каменные машикули-балкончики, защищавшие сводные проемы и подступы к постройке. В стенах этой башни устроены разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, узкие бойницы для огнестрельного боя, камни-коновязи, тайнички. Кверху стены заметно сужаются.
Местные жилые башни имели прямоугольное основание, располагали двумя и тремя этажами, плоской крышей и высоким парапетом. В остатках их стен размещались дверные и оконные проемы, ниши, бойницы, кормушки для лошадей и прочие детали.
Из данного поселения происходят Биштоевы, Казилыовы, Чемурзиевы, Хампиевы, Садакиевы и другие ингушские фамилии. Жители Бишта считались в прошлом хорошими специалистами по обработке дерева, кости, рога и кожи.
Башенный комплекс Кхарт
00:00 01:26
Башня Картоевых является одной из самых высоких и красивых в горной Ингушетии. Судя по работе Д. Чахкиева, имеет 6 этажей и достигает в высоту более 28 метров. Вторую, идентичную ей башню (с. Верхний Кхарт) взорвали во время экспедиции Розена в 1832 г. Эти два замковых комплекса (Кхарт и Верхний Кхарт) соединялись мощной заградительной стеной, от которой уже ничего не осталось, как и от большинства жилых башен и других построек. Выше Кхарта находится родовое святилище — Дялите (полуразрушенное), являвшееся одним из главных духовных центров ГIалгIайче. Следует отметить, что центр культа Тушоли, до того, как переместиться в с. Ког (Кок), находился в с. Кхарт.
В каждом селении горной Ингушетии была своя специализация по ремеслам: ювелиры, зодчие, скорняки и т.д., а жители Кхарта специализировались на производстве огнестрельного и холодного оружия. В познесредневековый период в селении существовала крупная оружейная мастерская; ружья, пистолеты, шашки и кинжалы, изготовленные в этой мастерской, сбывались не только в Ингушетии, но и в соседних районах Грузии, Чечни. Один из самых знаменитых оружейников Кхарта — Дудик Амхадов, переселился сначала в соседнее с. Дошхакле, где также наладил производство оружия, а потом еще дальше на запад — в Хули, где и осел окончательно, построив башню. От него происходит фамилия Амхадовых тейпа Хьулхой.
К списку фамилий можно добавить еще одну: Орцхановы из Базоркино-Майского тоже из тейпа Картоевых.
Башенный комплекс Галушпи
00:00 00:45
Галушпи — башенный посёлок на лесистом горном склоне в Тумгойском ущелье, юго-восточнее Каштын и юго-западнее Тумги Джейрахского района Ингушетии.
Комплекс руинирован, сохранились лишь основания и части стен, за исключением полубоевой башни, которая уцелела почти на всю высоту, но находится в критическом состоянии.
У жилых башен сохранились разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, бойницы.
В районе посёлка сохранились также склеповые могильники.
Находится в границах территории Джейрахско-Ассинского музея-заповедника и подлежит государственной охране.
Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством РФ уголовную, административную и иную ответственность.
Башенный комплекс Някист
00:00 01:43
Някист — крупный башенный поселок замкового типа на лесистой горной вершине недалеко от границы с Грузией, в близости от поселков Тумги и Цоли. К настоящему времени здесь сохранились только полуразрушенные 2 боевые и 11 жилых башен, объединенных двумя каменными оборонительными стенами периода позднего средневековья
Боевые башни находятся в отдельных, но тесно взаимосвязанных, мощных замковых комплексах. Башни имеют почти квадратное основание, располагали 5-ю этажами, плоской крышей с зубчатым завершением и достигали 20-метровой высоты. Машикули балкончики у них вообще отсутствовали. Своими сводчатыми дверными проемами, ведущими сразу на 2-й этаж, башни обращены на восток. На 1-м этаже каждой башни устроены крупные каменные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов и содержания пленников, а перекрытие 2-го — в виде сомкнутого четырехстороннего каменного ложного свода с выступающими гуртами. В стенках 2—4 этажей можно видеть редкие сводчатые оконные проемы, многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя.
В черте поселка Някист, в толще земли, отмечаются остатки оригинального водопровода из глиняных труб и каменных желобков.
Някист находится в зрительной связи с башнями комплексов Хаштыр, Цоли, Тумги, Гаппи, Евли, Пялинг, Ний.
Из данного поселения вышли Накостоевы, Гайсановы, Цоковы и другие ингушские фамилии. Местные мужчины считались в прошлом хорошими воинами-наездниками и охотниками, а девушки славились как искусные мастерицы-портнихи, умевшие превосходно вышивать золотыми и серебряными нитями.
Храм Гурмте (Даьла Ца / Дом Бога)
00:00 01:07
Храм Гурмте, (Даьла Ца/Дом Бога) — это нереставрированный храм в горной Ингушетии. Здесь, по сведениям старейшин, собирались разные ингушские фамилии, включая горных грузин, по другим сведениям возле храма заседал Тейпа Кхел Родовой Суд.
Расположен храм-святилище Гурмте в окрестностях поселка Гаппи, на скалистом лесистом гребне горы Гурма.
Внутри здания, у восточной стены — АЛТАРЬ, каменный выступ со следами белой облицовки с небольшой ступенькой. В стенах размещаются многочисленные прямоугольные ниши. Помещение имело три поперечные балки. Внутренняя высота храма-святилища равна 3,30 м. Пол скальный. Возведен храм-святилище тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи и изнутри стены подвергнуты штукатурке белого цвета.
Этот культовый памятник, относится, по всей вероятности, к XVI-XVII вв. Археологической раскопке он не подвергался. Интересно, что вплоть до начала нашего столетия здесь жителями всей округи совершались моления и жертвоприношения.
Башенный комплекс Лейми
00:00 02:31
Лейми – башенный поселок замкового типа на отроге горы Цей-Лоам. На сегодняшний день здесь сохранилась пятиэтажная боевая башня и полуразрушенные жилые башенные строения, составлявшие вместе с оборонительной стеной единый замковый комплекс позднего средневековья.
Поселение состоит из разных комплексов, предположительно имевших разную историю заселения и развития, а также принадлежность к фамилиям и времени возникновения. В основе рассматриваемого поселения находятся два самостоятельных комплекса: Верхний Лейми, представляющий группу башен, расположенных по хребту отрога; Нижний Лейми, являющийся обособленной усадьбой, занимающей обширную террасу южнее хребта, на котором стоит Верхний Лейми. От террасы с постройками нижней усадьбы начинается хребет, на котором в направлении северо-запад – юго-восток расположены остатки циклопических построек. За ним начинается обширный некрополь, состоящий из надземных и подземных склеповых захоронений, отнесенный на данный момент к комплексу Лейми, однако расположенныйна расстоянии около 200 м от построек Нижнего Лейми в сторону реки Тетрцикали. Выше по хребту, на котором расположен Верхний Лейми, на верхней террасе отрога расположено башенное поселение Ког. На другой стороне ущелья, на длинном пологом спуске террасы под Скалистым хребтом, находится огромный комплекс из жилых башен, склеповых сооружений различного типа, а также культовых построек. Его принадлежность к тому или иному поселению, а также историческое название узнать не удалось. Однако, дорога туда идет через нижний некрополь Верхнего Лейми.
В комплексе можно выделить 2 основных ансамбля. Один из них расположен у подножия горного отрога и состоит из 9 относительно хорошо сохранившихся сооружений: боевой башни; 8 жилых башен с хозяйственными пристройками; хозяйственного двора с наружной каменной стеной, объединяющей жилые башни в единый фортификационный комплекс; более 9 хозяйственных строений; 6 наземных и 8 полуподземных склепов и циклопических сооружений. Боевая башня сохранилась относительно хорошо. Жилые башни полуразрушены и руинированы. Склеповый могильник находится в полуруинированном состоянии. Второй ансамбль состоит из замка, в который входят 4 жилых башни, хозяйственные постройки, хозяйственный двор с наружной каменной стеной, 11 наземных и полуподземных склепов, ядрообразный мавзолей и циклопические постройки. Жилые башни находятся в полуразрушенном, а склепы — в полуруинированном состоянии.
Башенный комплекс Нижний Оздик
00:00 01:22
Нижний Оздик расположен на высоком, довольно крутом горном кряже в окружении соснового бора, а внизу протекает небольшая горная речушка. По описанию кандидата исторических наук Д. Чахкиева, он включает в себя различной степени сохранности одну боевую, 2 полубоевые и 9 жилых башен с различными пристройками, несколько склепов, которые наряду с протяжной каменной закругленной оборонительной стеной представляют историко-архитектурный комплекс.
Центральное положение в поселке занимал замковый комплекс из боевой, полубоевой и жилой башен. Боевая башня шестиэтажная, с квадратным основанием и пирамидально-ступенчатым покрытием. Башня в высоту достигает 28 метров.
Из этого башенного поселения вышли Баркинхоевы, Хамчиевы, Котиевы, Точиевы и многие другие позднее отпочковавшиеся ингушские фамилии. Они сегодня носят более 17 фамилий. Но все они – Баркинхой.
По материалам Б. Далгата, сообщает Д. Чахкиев, галгайцы из селения Оздик, из фамилии Баркинхой, приводили из Дагестана вооруженные отряды лезгин и брали дань с осетин, хевсуров, грузин. За отказ платить дань галгайцы не давали покоя этим соседям, грабили их, брали в плен и продавали в рабство. В Оздике проживали высококвалифицированные мастера-строители, опытные охотники. Местные девушки считались искусными портнихами, мастерицами шитья из золота и серебра.
Башенный комплекс Гадаборш
00:00 01:25
Гадаборш — башенный поселок на отроге горы Цей-Лоам. Расположен на поляне в глубине леса, куда можно подняться пешком по едва заметной лесной тропинке. Лесная поляна пологая, но в центре небольшой ровный холм, на котором построен замок, состоящий из одной боевой башни и шести жилых, которые находятся в полуруинированном состоянии.
Жилые башни 2-3-этажные, в плане прямоугольные, некогда имели плоскую крышу с парапетом и достигали значительной высоты (нередко до 12,00 м). У одной из них в углы 2-го этажа встроены громадные каменные «мешки» для хранения всевозможных сельскохозяйственных припасов и содержания невольников (это очень редкий случай для строений края и региона). В стенах построек можно наблюдать разнообразные дверные и оконные проемы, ниши, бойницы, камни-коновязи и прочие детали. Еше одна полуруинированная одиночная жилая башня находится в 40 м к западу от замкового комплекса. Она имеет прямоугольное основание. Располагала 2-мя этажами, плоской крышей с высоким парапетом. В сохранившихся частях оборонительной стены прослеживаются специальные боевые площадки, ниши и бойницы. Стена также тщательно сооружена на известковом растворе. В целом этот замковый комплекс имеет сложную конституцию, с многочисленными узкими переходами, тупиками, тайниками, ловчими ямами. Отсюда происходят Гадаборшевы.
Башенный комплекс Бархане
00:00 01:29
Бархане (Бархин, Бархим, Барким) – крупный башенный поселок замкового типа у подножья горы Цей-Лоам, находящийся северо-восточнее Нижнего Лейми. Он датируется XVI-XVII вв. Включает в себя 2 самостоятельных, но тесно взаимосвязанных, мощных позднесредневековых замковых комплексов. Первый, состоящий из боевой, полубоевой, 6-ти жилых башен с пристройками и каменной оборонительной стеной, расположен в северной (верхней) части поселения. Второй же имеет одну боевую башню и восемь жилых строений с различными пристройками и оборонительной стеной и находится в южной (нижней) части поселения.
Местные жители данного поселения в позднем средневековье специализировались на возведении наиболее совершенных и сложных в техничном исполнении каменных построек. Еще Н.Ф. Яковлев писал: «Теперешняя Ингушетия почти не знает ремесленников или мастеров-ингушей, но в старое время в горах имелись целые роды, занимавшиеся, например, постройкой башни из камня. Такова фамилия Бархиноевых (Барханоевых), жителей селения Бархин в горной Ингушетии, которые из поколения в поколение были мастерами-каменщиками, или «искусниками камня». Только в высокогорной Ингушетии с зодчими этой фамилии предания связывают возведение 16-ти боевых башен, среди которых великолепные постройки с пирамидально-ступенчатым венчанием в поселках Таргим, Эгикал, Оздик, Пялинг, Ний, Меллер, Ляжг. Известны памятники их творчества также в соседней Северной Осетии и горной Грузии.
Башенный комплекс Эгикал
00:00 01:19
Древний Эгикал — крупнейший средневековый башенный комплекс в горной Ингушетии, а также политический, административный и культурный и экономический центр средневековья Таргимской котловины. Расположен замковый комплекс на южном склоне горы Цей-Лоам, в двух километрах от реки Ассы. Сотни построек некогда могущественного селения рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье. С высоких пригорков хорошо видна живописнейшая долина реки Ассы. Вдали можно увидеть другие башенные комплексы селений Хамхи, Таргим, Пуй и тысячелетний христианский храм Тхаба-Ерды.
До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди. Сегодня Эгикал — необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом, законсервированный древний город, по некоторым улочкам которого и сейчас можно пройти и прикоснуться к векам.
Селение славилось потомственными ремесленниками — оружейниками, кузнецами, гончарами, ювелирами, а также отважными воинами и знатоками народной медицины. Из Эгикала вышли десятки известных в Ингушетии фамилий и талантливых людей, прославивших его, один из них классик ингушской литературы Идрис Муртузович Базоркин, похороненный здесь же на родовом кладбище.
Башенный комплекс Хамхи
00:00 01:26
Хамхи — одно из крупнейших башенных поселений горной Ингушетии замкового (террасно-ярусного) типа, которое расположено в центре Таргимской котловины на левом берегу реки Ассы. Административно входит в состав Джейрахского района Республики Ингушетии, находится в границах территории Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и подлежит государственной охране.
Исторически Хамхи являлось центром Хамхинского (Галгаевского) шахара. Аул является родовым селом для следующих фамилий: Хамхоевы, Албаковы, Бекбузаровы, Мартазановы, Кациевы, Аджиевы, Мациевы, Умаровы, Берсановы, Фатхильговы, Кадиевы, Гайтукиевы и еще более 30 фамилий.
Хамхи самобытно и органично. Башни прекрасно гармонируют с ландшафтом. Они являются гордостью ингушей, показателем силы и стойкости нации, несут в себе память о героическом прошлом народа.
Здесь когда-то жили целыми семьями. Стены башен часто возвышались над кровлей парапетом. Это обеспечивало удобство наблюдения за окрестностями.
В те времена очень ценились родственные связи и взаимопомощь. Каждая семья имела свой склеп. Из-за малого количества плодородных почв умерших хоронили не в земле, а в могильниках из камней. Они имели странное на первый взгляд название — «солнечные». Люди считали, что в загробном мире времена суток прямо противоположны. Когда у живых ночь, у умерших светит солнце, и наоборот.
Башенный комплекс Гаппи
00:00 01:25
Гаппи (Гапп) — башенный поселок замкового типа у вершины горного хребта, который возвышается над речкой Кяхк-Хи, в ущелье Мужиг, граничащим с Тумгойским ущельем, в нескольких километрах от границы с Грузией. Состоит из хорошо сохранившейся пятиэтажной боевой башни, шести полуразрушенных жилых башенных строений, объединенных посредством протяженной каменной оборонительной стены в единый замковый комплекс. Отсюда открывается изумительная панорама на окрестности: горы Гайкомд (Цей-Лоам), виден вход в Ассинское ущелье, реку Асса и расположенный на нем поселок Таргим. Также в зоне видимости поселки Цоли, Някист, Галушпи, Каштын, Кост, Гериты и Кяхк нижний. С утра в хорошую погоду Гаппи отлично виден с Цей-Ламского перевала.
В полутора километрах от Гаппи, на вершине лесистой горы расположен гаппинский храм-святилище Гурмте, предположительно датированный XVI—XVII веками. Вплоть до начала XX столетия жителями всей округи здесь совершались моления и жертвоприношения. В наши дни храм очень редко посещаем, он отлично сохранился. На скальном полу храма разбросаны черепа животных и остатки утвари. С вершины хребта отлично виден Цорей-Ламский перевал и башни Пялинга, Ния, Оздиче, Евли.
Из поселка Гаппи происходят ингушские фамилии Гапархоевы и Тамбиевы, предки которых являлись опытными охотниками, искусными умельцами по обработке дерева, рога и кости.
Башенный комплекс Таргим
00:00 01:35
Таргим — крупный средневековый башенный комплекс замкового типа на правом берегу реки Ассы. Здесь сохранились 4 боевые и более двух десятков полубоевых и жилых башен с каменными пристройками разной степени сохранности. В высоту боевые башни достигают 30 метров.
В прошлом селение славилось талантливыми мастерами-строителями боевых башен, опытными оружейниками и лихими воинами-наездниками. По народному преданию, в стародавние времена жил в Эгикале особо почитаемый в народе человек по имени Альберд. У него была большая семья — три сына: Эги, Хамхи, Таргим и четыре дочери: Айсет, Байсет, Мислимат и Мислинат, и был он в родстве с грузинским дворянским родом.
Перед смертью Альберд сделал завещание, согласно которому старшему сыну Эги доставался отцовский дом, Хамхи определялось жить в Хаме, а Таргиму на правом берегу Ассы. После смерти отца Хамхи женился и поселился на место где сейчас расположено селение Хамхи. Здесь, в двух верстах южнее Эгикала, заложил он новый аул, получивший его имя.
В строительстве Хамхи помогали его братья и сёстры. Сообща они возвели жилую башню и необходимые хозяйственные постройки. Затем, также дружно они взялись за обустройство Таргима, самого младшего и любимого сына Альберда. На правом берегу Ассы, в месте, завещанном отцом, братья и все их родственники построили жилую и боевую башни. Закончив строительство, Таргим вместе с матерью и сёстрами оставили отчий дом и переселились на новое место, ставшее впоследствии селением Таргим.
Храм Тхаба-Ерды
00:00 02:42
Тхаба-Ерды — один из древнейших христианских храмов на территории России. Памятники средневековой архитектуры в большом количестве сосредоточены в Таргимской котловине. Это сердце горной Ингушетии. Именно отсюда получило своё распространение древняя архитектура по всей горной Ингушетии, и здесь же расположены культовые памятники древнего зодчества. Однако самым известным среди них и самым древним на территории России и Ингушетии является христианский храм Тхаба-Ерды (VIII в.), отличающийся от других храмов Северного Кавказа своим большим размером и богатым декором. Храм расположен в 4 км. от Таргима, на правом берегу р. Ассы. Храм неоднократно на протяжении свыше двухсот лет описывался русскими и иностранными учеными.
Впервые храм Тхаба-Ерды был открыт квартирмейстером русской армии Штедером в 1787 году. Храм Тхаба-Ерды, возникший в период VIII-IX вв., — один из замечательных памятников культовой архитектуры. Архитектурная композиция, орнаментальные и фигурные украшения указывают на высокую художественную ценность сооружения. Памятник за время своего существования несколько раз реконструировался и видоизменялся. Дошедший до нас вид памятника относится к XIV-XVI вв. и насчитывает четыре строительных периода. Это культовое сооружение было построено на том месте, где ранее стояло древнее святилище, очень почитаемое ингушами. Об этом свидетельствует храмовая ограда с выбитыми языческими символами и камни с углублениями, так называемые чашечные камни, вставленные под оградой. По мнению учёных они могли служить для жрецов картой звёздного неба или могли быть календарными знаками. В архитектуре храма прослеживается влияние византийской, армянской, а так же грузинской церквей. Об этом свидетельствуют разновременные и характерные детали армянской и грузинской архитектуры. О влиянии армянской церкви говорит восточная часть стены, украшенная библейскими сюжетами. О влиянии грузинской церкви подтверждают характерные грузинской храмовой архитектуры XII в., декоративные детали – барельефы и растительный орнамент. На храме западной фасадной стене находятся фигуры людей, заключённые в дугообразной выступающей рамке – тимпане. Эту скульптурную композицию называют ещё и «ктиторской группой». Такой декор присутствовал и на грузинских храмах, построенных во времена правления царя Давида Строителя.
В период средневековья данный храм являлся законодательным органом своего времени. В определенные дни для совершения религиозных обрядов и разрешения спорных вопросов к храму стекались жители обществ Хамхи, Галгай, Чулхой, Цхьорой и Фяппий. Также при храме Тхаба-Ерды находился «Мехка кхел» — суд страны.
Башенный комплекс Пуй
00:00 01:30
За храмом Тхаба-Ерды, выше по Ассе, у места впадения в нее крупного притока Гулойхи расположен замковый комплекс Пуй. В комплексе выделяется «классическая» боевая башня в 6 этажей, достигающая 30-ти метров в высоту.
Боевые башни «воув» являются вершиной архитектурного зодчества средневековой Ингушетии. Боевые башни всегда высокие — не ниже 25-ти метров, и узкие — вспомните винтовые лестницы средневековых европейских замков, там тоже негде развернуться, и это больше играет на руку защитникам, чем врагам.
Боевые башни ставили в стратегически важных местах — на пересечении дорог, у входа в ущелье. По обычаю, перед закладкой башни землю поливали молоком: если оно не просачивалось в грунт, участок считался годным для строительства. Башня-воув всегда имеет только один вход, ведущий сразу на второй этаж. Поднимались по приставной лестнице, которую легко можно было поднять наверх в любой момент.
Классическая ингушская боевая башня имеет пять иногда шесть этажей и пирамидально-ступенчатую кровлю. Венчалась эта пирамида коническим замковым камнем.
Во время вооруженных столкновений и осады на первом этаже держали пленников, там же в особом каменном отсеке хранили зерно. Второй этаж занимали хорошо вооруженные воины, там же находилось имущество защитников. Третий отводился защитникам и их семьям, выше могли находиться только защитники и наблюдатели. Люди в башнях были способны выдержать многомесячную осаду, при условии достаточного количества оборонительных средств, еды и воды.
Башенный комплекс Евлой
00:00 02:46
Евлой (Нижний Евлой) — башенный поселок замкового типа на отроге горы Цорей-Лам, южнее Старого Евлоя. Сейчас здесь отмечаются только сильно поврежденная одна боевая и 5 жилых башенных сооружений, объединенные при помощи протяженной каменной оборонительной стены в единый замковый комплекс позднего средневековья.
Боевая башня в плане прямоугольная, четырехэтажная, с плоской крышей и высоким парапетом. В высоту она достигала 19,00 м. Машикули-балкончики у нее вообще отсутствовали. Своим сводчатым дверным проемом, ведущим сразу на 3-й этаж, башня была ориентирована на юг. На 1-м этаже размещаются крупные каменные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, воды и содержания невольников. Перекрытие 2-го этажа — в виде четырехстороннего сомкнутого каменного ложного свода с выступающими гуртами. В стенах 2-4 этажей наблюдаются редкие небольшие сводчатые оконные проемы, многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя и наблюдения. Снаружи на стенах четвертого этажа фиксируются крупные ромбические выкладки камней. На крыше башни находились насухо уложенные в несколько рядов специальные крупные камни, которые в момент штурма сбрасывались на осаждавших. Толщина стен у основания равна 0,90 м. Кверху стены заметно суживаются (до 10 градусов). Сложена башня из камня на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи стены подвергнуты штукатурке светло-желтого цвета, а изнутри у них можно увидеть замазку швов кладки. Согласно преданиям, данная боевая башня была воздвигнута на рубеже XVI—XVII вв., на что указывают и ее конструктивные особенности.
Жилые башни в плане прямоугольные или трапециевидные, некогда имели два и три этажа, с плоской крышей и высоким парапетом. У построек сохранились многочисленные оригинальные дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, бойницы, центральные опорные столбы межэтажных перекрытий, камни-коновязи, чашечные камни, тайнички и прочие конструктивные детали. На сохранившихся стенах жилых башен отмечаются многочисленные петроглифические изображения и тамги, выполненные линейной техникой (кресты, спирали, свастики, круги, трилистники, розетки, буквообразные знаки и т. д.).
Оборонительная стена замка была возведена аккуратно на прочном известковом растворе. Кладка стены полигональная, приближающаяся к порядковой. Она была покрыта слоем светло-желтой штукатурки. Толщина ее у основания — 0,70 м. В высоту она достигала не менее 4,00 м. В стене имелись специальные боевые площадки для защитников, а также оборонительные ниши, узкие бойницы для огнестрельного боя и наблюдения. Сверху на стене были насухо уложены в несколько рядов крупные камни для придания сооружению дополнительных защитных качеств.
Местные девушки в позднем средневековье заслуженно славились своим самобытным и оригинальным искусством в области портняжного дела, а многие мужчины (как и в Старом Евлое) являлись непревзойденными коневодами.
Башенный комплекс Верхний Пялинг
00:00 03:46
Верхний Пялинг — крупный башенный поселок замкового типа на отроге горы Цорей-Лам, северо-восточнее Старого Евлоя. В настоящее время здесь можно увидеть относительно хорошо сохранившиеся 4 боевые, полуразрушенные или уже руинированные 14 жилых башен с различными пристройками, оборонительными стенами периода позднего средневековья.
Изящные боевые башни размещаются в отдельных, но взаимосвязанных замковых комплексах. Три боевые башни, квадратные в плане, имеют 6 этажей, навесные каменные машикули-балкончики, пирамидально-ступенчатую крышу (13-15 сланцевых плит с венчающим крупным конусовидным камнем) и достигают в высоту 27,00-28,00 м. На южных фасадных стенах 2 из них под машикулями-балкончиками (на уровне 5-го этажа) искусно выложены путем выборки камней по одному крупному кресту с «Голгофой». Сводчатый дверной проем каждой постройки ведет сразу на 2-й этаж. На 1-м этаже устроены крупные каменные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, воды и содержания невольников, а перекрытия 2-го и 6-го этажей представляют собой четырехсторонний сомкнутый каменный ложный свод с выступающими гуртами. В стенах 2-5 этажей отмечаются редкие небольшие сводчатые оконные проемы, многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя и наблюдения. Боевые амбразуры верхнего этажа имеют стрельчатую форму. Толщина стен у основания равна 0,95 м. Кверху стены сильно суживаются (до 12 градусов). Четвертая боевая башня имеет прямоугольное основание , 4 этажа и плоскую крышу с высоким парапетом. В высоту она достигала 19,00 м. Ее сводчатый дверной проем, устроенный в западной стене, также ведет сразу на 2-й этаж. Перекрытие последнего в виде сомкнутого каменного четырехстороннего ложного свода с гуртами. На 1 -м этаже размещаются крупные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения всевозможных припасов и содержания пленников, а в стенах 2-4 этажей имеются небольшие редкие сводчатые оконные проемы, многочисленные узкие бойницы для стрельбы и наблюдения. На верхнем этаже размещалась специально оборудованная для защитников боевая площадка. Толщина стен у основания равна 0,85 м. Кверху стены заметно суживаются (до 10 градусов). Все вышеотмеченные боевые башни воздвигнуты очень тщательно на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи стены покрыты светло-желтой штукатуркой, а изнутри у них прослеживается замазка швов кладки.
Согласно содержательным преданиям, эти башни были построены в конце XVI—XVII в. Баркинхоевыми — знаменитыми зодчими из горноингушского поселка Баркин, которые были щедро вознаграждены «за прочную и красиво исполненную работу» богатыми хозяевами-заказчиками. Жилые башни, прямоугольные или трапециевидные в плане, имели 2-3 этажа, плоскую крышу с высоким парапетом. В верхних частях у трех из них были устроены обширные лоджии. У построек сохранились оригинальные в конструктивном исполнении разнотипные дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, камни-коновязи, узкие бойницы, глубокие тайнички, чашечный камень и иные детали. У каждого замка имелась высокая оборонительная стена. Кладка стены полигональная, приближающаяся к порядковой. Сверху на каждую оборонительную стену были уложены насухо в несколько рядов крупные камни, сбрасываемые в момент штурма на осаждавших. Стена также имела оборонительные ниши, узкие бойницы для стрельбы и наблюдения. Из этого поселения вышли Полонкоевы, Чаниевы, Дарсиговы, Гайтовы, Цокиевы, Никархоевы и другие фамилии.
Местные мужчины являлись опытными животноводами и пчеловодами, славились своими изделиями из дерева, рога и кости, а девушки были весьма искусными портнихами и золотошвейками.
Башни двух соперниц
00:00 02:37
«Башни двух соперниц» – гений архитектурного мастерства. На возвышенности в живописном ущелье располагаются малоизученные, но поражающие своим великолепием башни, которые принято именовать как «Башни двух соперниц» («Шин энгара г1ала»). То, что они столь плохо известны, является следствием их фактической недоступности. Иначе говоря, проход к ним крайне сложен и опасен.
Средневековый замок расположен на узком гребне с крутыми и обрывистыми склонами отрога Скалистого хребта между ущельями Озди-чоч и Ах-чоч. Укрепление состояло из двух боевых башен четырех и пяти этажей с плоской крышей и защитными балкончиками на верхних этажах, объединенных каменной оборонительной стеной в единый замковый комплекс. Замок находился в пределах зрительной связи с башенными комплексами ущелья Г1улой–хи (Голи, Гянт, Озди, Вовнушки, Бирг) и Таргимской котловины (Кели, Лейми, Ког, Бархане, Эгикал) и являлся важным звеном в общегосударственной системе сигнально-сторожевой связи горной Ингушетии в эпоху средневековья. В то время к башенному комплексу вела арбная дорога – единственный подход к боевым башням, которая тщательно охранялась дозорными (по преданию, 63 всадника). Эта дорога не сохранилась. Она была уничтожена в результате воздействия дождевой эрозии и природных процессов.
По оригинальности комплекс «Шин энгара г1ала» ни в чём не уступает знаменитым «Вовнушкам».
По старинной легенде, рассказанной местными жителями, когда-то в местечке Гянт жил человек, у которого было две жены. У каждой из них было по одному сыну. Жёны славились своим трудолюбием и были очень дружны между собой, что было удивительно, ведь они являлись соперницами. Жили они богато и счастливо, и всё у них было замечательно.
Однажды их муж героически погиб в сражении, и две соперницы остались вдовами. Односельчане, всегда завидовавшие этой семье, невзлюбили двух достойных соседок. Именно по этой причине гордые женщины не смогли более жить рядом с ними. Им удалось нанять известного строителя – мастера башенного дела и за свой счёт построить на неприступном утёсе две боевые башни, объединённые в один замок.
Как известно, нелегко построить в горах боевую башню. Это было под силу только сильному и богатому роду. Поэтому эти достойные женщины заслуживают восхищения и уважения.
К сожалению, труднодоступность этих башен делает очень сложной возможную реконструкцию, ведь башни находятся в плачевном состоянии. Отличительной особенностью этих башен является отсутствие каменного свода с гуртами. Иначе говоря, перекрытия у них были деревянными. Возможно, отсутствие каменного свода с гуртами связано с тем, что башни находились на естественно укреплённом месте. Отсутствие каменного свода делает эти башни схожими с замковым комплексом «Вовнушки».
Башенный комплекс Ний
00:00 02:19
Ний — древний город-поселение в Ингушетии, расположенный в Джейрахском районе. Ныне покинутое селение административно входит в сельское поселение Гули. Из поселения Ний ведут своё происхождение представители крупнейшего ингушского рода (тейпа) Йовлой, которые являлись хозяевами земель и башенных замковых построек селений Йовли, Ний, Нийкоате, Пялинг, Мусиево и Ахки-Юрт. На территории поселения находится архитектурный комплекс «Ний», представленный множеством исторических объектов: 4 боевые башни, 1 полубоевая и 13 полуразрушенных жилых башен, а также 14 склеповых могильников. В настоящее время данные объекты ингушской архитектуры и вся территория поселения входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства.
Здания находятся у подножия горы Цорей-Лоам, в долине, которая напоминает корыто по форме. Такое расположение и подарило постройкам название, ведь «Ний» переводится с ингушского как «корыто». Сегодня этот комплекс — один из самых крупных и наиболее хорошо сохранившихся в южной Ингушетии. Регион насчитывает еще пять подобных достопримечательностей: Таргим, Эгикал, Цори, Вовнушки и Пялинг. Все они относятся к родовым башням. Это значит, что территория и строения принадлежали одному семейству, в случае Ний — роду Евлоевых. Проводя аналогию с европейскими традициями, поселение можно назвать некой вариацией усадьбы.
Древний памятник соответствует всем традициям средневековой архитектуры — здания разделены по назначению и отличаются как внешне, так и функционально. Строения, которые использовались как жилье, сейчас находятся в наиболее плачевном состоянии, а вот боевые здания сохранились гораздо лучше. На них туристы могут разглядеть пирамидально-ступенчатые крыши, выполненные из сланца. Такой тип крыш оказался прочнее и функциональнее обычных, что могло помочь хозяевам укрыться и отразить атаку. К башням примыкает защитная стена. 14 склепов составляют своеобразный некрополь.
Отличительная черта башен Ний — кресты, выложенные из камней под крышами. Точное назначение этих декоративных элементов неизвестно, поскольку такие символы обычно не использовались при постройке подобных комплексов. Возможно, кресты несут идентификационную функцию и обозначают принадлежность зданий к владениям определенного рода.
Башенный комплекс Галу
00:00 01:07
Галу (Голух, Голи) — небольшой башенный поселок на отроге горы Цорей-Лам, восточнее Гянт. В настоящее время здесь можно видеть лишь полуруинированные 4 жилые башни с различными пристройками позднего средневековья. Башни в плане прямоугольные или трапециевидные, некогда располагали двумя и тремя этажами, с плоской крышей и высоким парапетом. В верхней части одной из башен, по-видимому, была устроена обширная лоджия. У построек сохранились разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, узкие бойницы, камни-коновязи, центральные каменные опорные столбы межэтажных перекрытий, крупные каменные конусовидные «мешки»-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, воды и содержания невольников.
Среди руин жилой башни в восточной части поселка находится прямоугольный каменный блок с линейным изображением П-образного знака. В южную фасадную стену башни в западной части поселения, близ дверного проема, вмонтирован крупный каменный жернов. В этом башенном поселке проживали Оздоевы, которые в прошлом успешно занимались скотоводством, охотой и домашними промыслами.
Башенный комплекс Вовнушки
00:00 01:48
Величественный средневековый замковый комплекс «Вовнушки» расположен в узком ущелье Озди-Чож на оконечностях сланцевых гребней и состоит из двух отдельных неприступных замков, соединявшихся в древности подвесным мостиком. Боевые башни четырехъярусные, с узкими бойницами, высоким парапетом и плоской крышей. Подступы к башням и жилым пристройкам преграждают мощные крепостные стены, которые поначалу воспринимаются как естественная часть горы. По дну ущелья несёт свои воды река Гулой-хи.
Боевые башни наглядно иллюстрируют понятие «твердыня»: огромные каменные сооружения, твердо стоящие на твердом скальном основании. Замок-крепость «Вовнушки» – предмет особой гордости ингушей, символ стойкости и непоколебимости духа народа, память о его героическом прошлом. «Вовнушки» — в переводе с ингушского означает «место боевых башен».
Преданья старины глубокой
О «Вовнушках» существует множество легенд, но одна из них похожа на правдивую историю, которая рассказывает о мужестве и силе духа ингушских женщин. Некогда два замка соединялись подвесным мостом. Когда враги окружили замок и начали его осаду, обитатели по мосту перебрались в другой. В ходе боя верёвочный мост был повреждён. Женщина, находившаяся в осаждённой башне, несмотря на грозившую ей опасность, спасла нескольких младенцев, перетаскивая люльки с детьми в соседнюю башню. Даже если замки соединял прочный подвесной мост, можно представить, каково было по нему идти: под ногами пропасть, по бокам голые скалы.
В 2008 году башни «Вовнушки» стали финалистом конкурса «Чудеса России», как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны. «Вовнушки» — признанный памятник архитектуры, входящий в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Башенный комплекс Цизды
00:00 03:24
Цизды (Циздой, Цизде) — башенный поселок замкового типа на отроге горы Цорей-Лам, южнее Нийкоте. Он состоит из полуруинированного, довольно мощного и редкого для края позднесредневекового замкового комплекса, из пристроенных друг к другу по круговой линии 9 жилых башен и каменной оборонительной стены. Жилые башни в плане трапециевидные или реже прямоугольные, некогда 3-х и 4-хэтажные, с плоской крышей и высоким парапетом.
У отдельных строений фасадные стены плавно закруглены, что усиливало их оборонительные функции. У других башен имелись небольшие каменные навесные машикули-балкончики. У построек сохранились многочисленные разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, узкие бойницы, глубокие тайнички, кормушки для скота, коновязи, центральные опорные столбы межэтажных перекрытий и иные конструктивные детали.
Из этого поселка происходят Циздоевы, Сейнароевы, Агиевы, Мейриевы, Мейрбиевы, Алиевы, Сейтовы, Бадиевы, Муружевы и другие ингушские фамилии. Здесь проживали искусные во всей округе ювелиры и кузнецы, а местные девушки считались непревзойденными мастерицами-портнихами.
Циздыйский склеповый могильник («Городок мертвых»)
На северной окраине поселка Цизды, на горном склоне, расположен «Городок мертвых» из 12 подземных, 5 полуподземных и 8 наземных коллективных склеповых гробниц позднего средневековья. Подземные и полуподземные усыпальницы в плане прямоугольные, ориентированы по длинной оси В — 3, имеют одиночные ложносводчатые погребальные камеры с П-образными каменными полками и небольшими нишами, а также плоскую крышу. В камеру каждой постройки ведет прямоугольный лаз, устроенный в центре ее короткой восточной стены. Сложены постройки аккуратно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи фасадные восточные стены полуподземных склепов покрыты штукатуркой белого цвета, а у стен погребальных камер отмечается замазка швов кладки. Из наземных усыпальниц 2 имеют прямоугольное основание, 2 этажа и двускатно-ступенчатую (сланцевую) крышу. Здесь особо выделяется весьма крупный склеп со стрельчатой лоджией на торцовом фасаде, в верхней части (2-й этаж) короткой восточной стены которого искусно выложен путем выборки камней крупный стилизованный крест с «Голгофой».
Остальные склепы башнеобразные, с двумя и тремя этажами, с квадратным основанием, 2 из них с плоской крышей и зубчатым завершением. Причем на зубцы одного из них поставлены крупные и массивные конусовидные камни, другие гробницы располагают ступенчато-пирамидальным (сланцевым) покрытием. Практически все наземные склепы богато декорированы (ромбическими, квадратными и прочими выкладками камней), отличаются изяществом, красотой и своими отточенными, завершающими деталями. Они выгодно выделяются среди аналогичных сооружений не только края, но и всего Центрального Кавказа.
Возведены склепы очень тщательно, на известковом связующем растворе. Кладка стен полигональная, приближающаяся к порядковой. В основании и углах стен находятся «вперевязь» лучше обтесанные, наиболее крупные прямоугольные каменные блоки. Снаружи стены покрыты светло-желтой штукатуркой, а изнутри у них фиксируется замазка швов кладки.
Башенный комплекс Меллер
00:00 01:46
Меллер — крупный башенный посёлок замкового типа рядом с Ляжги, на отроге горы Цорей-Лоам, северно-западнее Цхаралте и южнее Ангеты. Он включает себя одну боевую башню и 10 жилых башен с различными пристройками, объединённые с помощью каменной оборонительной стены в единый замковый комплекс периода позднего средневековья.
Кладка стен боевой башни рассечена трещинами, идущими от основания до самого верха; в восточной стене имеются две вертикальные сквозные трещины, идущие от основания до уровня 2 и 4 этажей; в западной стене прослеживается сквозная вертикальная трещина, тянущаяся от основания до уровня 3 этажа; на южном фасаде имеется пролом в кладке стены для доступа к первому ярусу. Кладка кровли размыта атмосферными осадками, наблюдается утрата отдельных плит. Башня находится в аварийном состоянии. Состояние жилых башен — полуразрушенное и руинированное. На крупных арочных каменных блоках и дверных проемах жилых башен прослеживаются многочисленные линейные петроглифы. Склепы полуразрушены. На юго-западной окраине поселка расположен башнеобразный склеп с хорошо сохранившейся пирамидально-ступенчатой кровлей. Его высота достигает 9 м. Он сильно поврежден: северо-западный угол руинирован; наблюдается вывал кладки на юго-западном углу; состояние скального основания может поставить под угрозу устойчивость всего сооружения. Состояние склепа аварийное.
На западной стороне Ляжги, рядом с «Мелер-Гlала» в районе «Мелар Кхаш» находились пахотные земли, на которых до принятия ислама ингуши выращивали хлеб и напитки для ритуальных праздников в окрестных сёлах в честь языческого бога Мелер-Ерды — покровителя напитков (вина, пива).
Башенный комплекс Цори
00:00 01:18
Башенный комплекс Цори (XV-XVI в.) расположен в Цоринском ущелье, на правом берегу Цорин-хи, на высоком горном выступе. В Цори находятся 3 сильно поврежденные боевые, десятки полуразрушенных жилых башен с пристройками и погребальные сооружения — надземные склепы. В средние века к башням примыкала каменная оборонительная стена с арочными воротами, которые при необходимости запирались изнутри. Сегодня от оборонительной стены остались лишь камни фундамента. Некоторые постройки интересны тем, что на их стенах можно увидеть узоры, сделанные путем выборки камней и солярные символы. В средние века Цори был административным, политическим, культурным и экономическим центром всего Цоринского общества.
Согласно народным преданиям. здесь проживала родоначальница фамилии Могушковых, знаменитая дева-воительница, искусная наездница, амазонка Могушка, которая «командовала дружиной из 63 здоровых мужчин и наводила своей смелостью и дерзостью страх и ужас на врагов». Во время одной стычки с неравным по численности противником Могушка пала смертью храбрых и была торжественно погребена в основании надземной усыпальницы, которая и сегодня в народе именуется как «Могушка Каш», что в переводе на русский означает «Могила Могушки».
Отзывы 0
Ваш отзыв будет первым. Поделитесь впечатлениями!